|
История
1 , 2 ,
3
Третий альбом в жизнедеятельности любой группы, наверное, переломный.
Одно из двух - либо о группе начинают забывать, либо он выталкивает команду
на ступень выше в музыкальной табели о рангах. Третий альбом германской
"танцевально - металлической" группы "Раммштайн", вышедший в первых числах
апреля нынешнего, 2002 - го, года, уже вписался жирной строкой в мировые
хит - парады. Судя по очередной волне скандалов, язвительных уколов критиков,
команда вернулась спустя 4 года после выпуска последнего альбома "Sehnsucht"
в полной боевой готовности для того, чтобы сделать еще один рывок к
музыкальным вершинам.
Но вернемся немного назад специально для тех, кому творчество "Раммштайн"
особенно не знакомо, и кому это издание попало в руки случайно. "Раммштайн"
образовали шестеро ГДРовских ребят ( Тиль Линдеманн, Рихард Круспе, Христоф
Шнайдер, Пауль Ландерс, Христиан Лоренс и Оливер Риедель ), которые до
этого играли в группах местного масштаба. Но это в свободное от основной
работы время. Справедливости ради стоит отметить, что образованием ребята
не блистали и все к 1993 году были простыми работягами : кто работал грузчиком
в супермаркете, кто - кочегаром в библиотеке. Свое название группа получила
лишь в 1994 году, когда ребятам удалось подписать контракт на выпуск
пластинки с "Motor Music Gmbh". "Раммштайн" в буквальном переводе означает
"таранный камень", а в Германии этим словом называют специальные каменные
заграждения на тротуарах для автомобилей. Несколько позже ребята узнали
о трагедии произошедшей на базе НАТО в западногерманском городе Рамштайн
( одно "м" ) в 1988 году, когда во время показательных полетов в воздухе
столкнулись два истребителя и рухнули на головы зрителей. Тогда погибло
более 50 человек...
|
Тиль Линдеманн ( вокал )
|
|
Рихард Бернштайн ( Круспе ) ( гитара )
|
|
Пауль Ландерс ( гитара )
|
|
Христоф Шнайдер ( ударные )
|
|
Христиан Лоренс ( Флейк ) ( клавишные )
|
|
Оливер Риедель ( бас - гитара )
| |
Такое совпадение было воспринято критиками, как красная тряпка быком, и
на новоиспеченную команду посыпались обвинения во всех смертных грехах.
Мало того, масло в огонь подлили придуманные ребятами стиль и звучание,
тексты и манера их исполнения. Своей стихией группа раз и навсегда избрала
романтический ужас, провокацию, противостояние общественным устоям. Главными
темами песен стали боль и страдание, агония и ужас смерти. Тоталитарный
пафос представления, голые тела с грудой мускулов на сцене создали незабываемый
сценический образ. Не удивительно, что критики немедленно обвинили группу
в пропаганде насилия, садомазохизма и даже фашизма. Вскоре это так надоело
раммштайновцам, что они уже сами в некоторых интервью стали рассказывать
о том, что свое название они придумали, смакуя авиационную трагедию. Но
даже негативные рецензии и гневные статьи лучше их отсутствия вообще...
На волне этого скандала первый альбом под названием "Herzeleid" ( "Сердечная
боль" ), выпущенный в марте 1995 - го года добился определенных результатов,
став впоследствии "золотым". Первый альбом четко обозначил музыкальный
путь, по которому раммштайновцы идут до сих пор - четкие штампованные
ритмы, шквалы гитарных аккордов, недопускающая возражений интонация и
балансирующие на грани приличия тексты. Как говорят сами участники :
"тяжелая, качающая музыка". Наибольшее влияние на формирование музыки группы,
по словам ее участников, оказали : Metallica, Pantera, Prodigy.
Как потом выяснилось, большим взносом в копилку успеха группы было решение
петь на немецком языке. Это могло стать самоубийственным шагом для команды
изначально претендовавшей на мировой успех, однако именно благодаря этому
группу сразу полюбили многие эстеты не только в Германии но и за ее пределами.
После выпуска альбома, как это обычно бывает, последовала серия концертов
в городах Германии и ближайшего зарубежья - настало время завоевать публику
живыми выступлениями.
|
"Herzeleid"
|
В ноябре 1996 года музыканты приступили к записи
второго альбома, который окончательно вывел группу к вершине музыкального
Олимпа.
Существенную роль в раскрутке команды сыграло то обстоятельство, что культовый
американский кинорежиссер Дэвид Линч включил композиции группы "Rammstein"
и "Heirate mich" ( "Выйди за меня замуж" ) в своей ставший широко известным
фильм "Lost Highway" ( "Шоссе в никуда" ). Фильм появился на экранах осенью
1996 года и открыл группу прежде всего для американской аудитории.
Новый альбом "Sehnsucht" ( "Тоска" ) вышел в свет в августе 1997 года,
как раз в тот момент, когда предыдущий альбом стал "золотым", а предварившие
его выход синглы по - прежнему держались в мировых хит - парадах. Интерес
к "Раммштайну" был уже настолько высок, что альбом почти сразу занял первую
строчку в немецком хит - параде. Синглы из "Sehnsucht" также быстро стали
супер - хитами. И по сей день композиции "Du hast" и "Engel" являются
своеобразными визитными карточками группы. В музыкальном плане альбом
явился усовершенствованным продолжением "Herzeleid".Игра музыкантов стала
более слаженной и монолитной, были использованы различные электронные
"примочки", наконец, Тиль больше сосредоточился на пении. Обложка альбома
была выполнена в 6 различных версиях. На ней изображены лица раммштайновцев,
выполненные в своеобразном "мумифицированном" виде, снабженные загадочными
витиеватыми железяками.
|
"Sehnsucht"
|
Столь странные, на первый взгляд, картинки возникли
в результате сотрудничества группы с австрийским художником Готтфридом
Хельнвайном. Готтфрид известен как "провокатор от живописи". Все его работы
эпотажны, скандальны и всегда, что называется, "на грани". Понятно, что
раммштайновцы, проповедующие в общем - то то же самое, только в музыке,
быстро разглядели в мятежном австрийце родственную душу. Кроме того, Флейк
был другом Готтфрида с детства и всегда восхищался его работами. При
внимательном рассмотрении чудные железяки оказываются не просто причудливыми
металлическими изделиями. Именно похожими на них инструментами во времена
нацизма ревнители чистоты немецкой расы сортировали местное население на
истинных арийцев и людей "второго сорта". Помните теорию об особенности
строения арийского черепа и прочие псевдонаучные теории гитлеровских
медиков? Таким образом, скандальная мина замедленного действия была заложена
в альбом изначально. Она вскоре и взорвалась, сделав новый альбом группы
поистине прорывным. Сами музыканты, правда, вкладывали в обложку несколько
иной смысл. Они всего лишь хотели показать, что все они приняли в создании
альбома равное участие.
После появления на музыкальном рынке этого альбома стало очевидно, что ни
одна немецкая группа не становилась в Германии столь успешной как "Раммштайн".
Кстати в этой стране далеко не каждая команда, поющая на родном немецком
языке, имеет успех.
Большое внимание группа уделяла визуальной стороне своего творчества.
Видеоклипы "Раммштайн", появившиеся на MTV, запомнились публике прежде
всего своим драматизмом и морем огня. По большому счету, клипы были бсего
лишь продолжением живых выступлений группы, которые к тому времени превратились
в поистине апокалиптические действа... Любовь к огню выплескивалась у
участников коллектива в такие выходки на сцене, что не только зрители,
но и организаторы концертов не раз хватались за голову. Горящий человек
на сцене ( обычно главный пироман Тиль ) стал для группы неотъемлемой
частью сценического шоу и еще одной визитной карточкой группы. Надо заметить,
что, по словам самих музыкантов, огненные эксперименты на сцене частенько
выходят для них боком в прямом и переносном смысле - в мире, пожалуй, не
найдется более обожженной группы. Правда, не везде раммштайновцам удалось
показать свое огненное шоу в полном, развернутом варианте - местные власти
с настойчивой регулярностью запрещали все пожарища или ставили все под
слишком серьезный контроль. Но музыканты не отчаивались, ведь они сами
считали себя в большей степени именно концертной группой, а значит
"искусство требовало жертв".
|
Тиль - "писающий мальчик"
|
Следующим этапом в жизнедеятельности команды стало "завоевание" Америки.
В декабре 1997 - го года "Раммштайн" отправились в свое первое настоящее
американское турне, поддерживая выступления "KMFDM". Перед поездкой,
несмотря на всякое отсутствие энтузиазма у участников группы, две песни
были записаны специально для американского рынка на английском языке
"You Hate" и "Angel" ( "Du Hast" и "Engel" ). Раммштайновцев предчувствия
не обманули. Американские ди - джеи просто отказывались проигрывать англоязычный
вариант песни, предпочитая оригинальный. В отличие от явно не сложившихся
отношений с немецкой прессой, а особенно радиостанциями, за океаном все
получилось наоборот. Никто не вникал в "иностранные" тексты, никто не
обвинял музыкантов во всех смертных грехах, никто, в конце концов, не
искал подтекста и вечную "фигу в кармане". Тур по штатам был для группы
большим испытанием, которое она с честью выдержала, значительно расширив
свою аудиторию за счет американских фанов. Несмотря на полную экзотичность
германской группы, поющей и говорящей по - немецки, их причудливое мрачное
шоу шокировало и обескуражило американцев своим натурализмом. Воодушевленная
первыми успехами в штатах, группа возвращается в Европу. На родине их ждет
приятное известие - группа по итогам года становится лауреатом серьезной
германской премии "Echo" в категории "Лучший новый немецкий исполнитель".
Весной 1998 - го раммштайновцы вновь отправились в Америку, куда группа
была приглашена для участия в турне группы "Korn" под названием "Korn's
Family Values" ( "Семейные ценности Korn" ) в качестве второго хэдлайнера.
Выступления "Раммштайна" вновь привели в восторг американских фэнов от
Лос - Анджелеса до Нью - Йорка. Главным достижением музыкантов стало,
пожалуй, то,что они сумели стать второй немецкой группой после "Scorpions",
которая действительно смогла утвердится в Америке.
22 и 23 августа в Берлине состоялся "Wuhlheide Festival", на котором
раммштайновцы представили свое "угарное" ( во всех смыслах ) шоу перед
разгоряченной 40 000 - ной аудиторией. В фестивале приняли участие также
новомодные "Danzig", "Witt", "Alaska", и "классик жанра" - знаменитая
панк - дива Нина Хаген. Запись выступления "Раммштайна" была затем
выпущена в свет в сентябре 1999 года под названием "Live Aus Berlin".
|
"Live Aus Berlin"
|
Очередным этапом в деятельности группы становится запись кавер - версии
композиции "Stripped" группы "Depeche Mode". Запись изначально предназначалась
для включения в трибьютный альбом "For The Masses" ( альбом, для которого
известные металлические коллективы записали свои версии наиболее приглянувшихся
им песен группы ). В начале раммштайновцы выбрали для себя композицию
"A Question Of Lust" - любимую песню Рихарда Круспе. Лишь позже после
долгих дебатов большинством голосов остановились на "Stripped". И без
того мрачноватую балладу Мартина Гора раммштайновцы окончательно зачернили
своей металлической зловещностью. Композиция была выпущена и отдельным
синглом. И все бы ничего, если бы не появился вскоре видеоклип, который
в Германии многих просто шокировал, дав повод журналистам обвинять группу
в профашистской ориентации. Дело в том, что для визуального ряда в этом
клипе были использованы фрагменты из фильма "Олимпия", снятого Лени Рифеншталь
в 1936 году во время Олимпийских игр, проходивших в нацистской Германии.
В сюжет было внесено лишь одно изменение. В кадрах, где должен был реять
нацистский флаг, вместо него был вмонтирован американский. Это, пожалуй,
было весьма откровенным намеком, отражающим представления музыкантов об
американской демократии. Скандал тогда получился не шуточный, даже сами
музыканты, похоже, пожалели о своих невинных, художественных забавах.
( интересно, что этот скандал отчасти вернул из полного забытья и саму
100 - летнюю Лени Рифеншталь, вновь пробудив интерес к ее не простой и
противоречивой биографии. В Германии ее творчество было многие годы под
негласным запретом. А ведь в свои нынешние сто она продолжает реализовывать
свои художественные идеи - занимается подводными съемками и художественной
фотографией. Летом 2001 года она даже побывала на Питерском кинофестивале,
который, пожалуй, стал первой попыткой переосмысления ее творчества не
только в Германии, но и в России. )
Несмотря на все издевки музыкантов над заокеанскими властями ( а группа
от них порядком настрадалась из - за периодических запретов на концертные
спецэффекты ) американский рынок постепенно стал для группы основным, и
в сентябре 1998 раммштайновцы снова отпраились в многомесячный тур по
Соединенным Штатам.
Такой музыкальный "налет" немецких металлистов на заокеанских фэнов "от
Нью - Йорка до самых до окраин" привел к вполне закономерному результату -
вернувшись к рождеству в родную Германию, раммштайновцы купались в лучах
славы, получая различные музыкальные премии и, что не менее существенно,
чеки с многочисленными ноликами.
В Америке в ноябре альбом "Sehnsucht" стал "золотым", продавшись в количестве
500 000 копий. Европейское MTV номинировало группу на свою ежегодную
премию "European Music Awards". В феврале следующего года группа стала
номинантом на 42 - ю премию "Гремми" в категории "Лучшее металлическое шоу".
Не отставали по части лобызаний и на родине - группа получила престижную
национальную немецкую премию "Echo" в категории "Лучший немецкий артист
за рубежом". Это особенно порадовало музыкантов - наконец - то "официальное"
признание пришло к коллективу и на исторической родине.
После небольшого перерыва, который раммштайновцы использовали, чтобы
как - то прийти в себя, начинается новый тур по Южной Америке, куда группа
была приглашена в качестве специального гостя в туре ветеранов жанра "KISS".
Можно себе представить чувства, переполнившие Рихарда Круспе, когда группа
получила подобное предложение. Ведь, как известно, в его "восточногерманском"
детстве "Kiss" были для него не только кумирами, но и символом свободы,
олицетворяющим западный образ жизни : "Это был еще один взлет в нашей
карьере. Было круто находиться так близко к настоящим рок - звездам. Они
крутые рок - воротилы, но при этом вовсе не страдают высокомерием. Мы
могли использовать всю нашу пиротехнику, и они вовсе против этого не
возражали".
Тур оказался на редкость удачным. Выступления в Бразилии и Мексике запали
в душу музыкантам настолько, что они отзывались о них как о своих лучших
гастролях. Пауль : "Самые классные и безбашенные фэны, которых мы когда
либо видели - это мексиканцы, бразильцы и поляки. Сложилось впечатление,
что чем беднее живут люди, тем с большим энтузиазмом они воспринимают нашу
музыку и живее реагируют на нее. А в таких городах как Нью - Йорк или
Париж, люди очень сдержаны в проявлении своих эмоций и вместе с тем более
требовательны к артистам. Видимо, это происходит из - за того, что тамошняя
публика никогда не испытывала нехватки в концертах любимых команд, и для
местных фэнов приезд известной иностранной группы вовсе не становиться
событием и соответственно праздником". Забавно, что группу в разных городах
южно - американского континента встречали по разному. В Мексике оказалось,
что они пользуются большей популярностью, чем Kiss ( там даже издана книга
с переводами текстов на испанский язык ). А в Бразилии, то ли от восторга,
то ли от негодования на сцену кидали дохлых коз...
Сделав небольшой перерыв в мае, раммштайновцы продолжили колесить по миру -
собирать "гастрольный урожай". За Южной Америкой последовал сольный тур
по Штатам ( к тому времени Америка стала для группы вообще второй родиной ),
Канаде, и лишь в конце лета 1999 года команда возвратилась домой в Германию.
Разговоры о записи нового альбома начались среди музыкантов уже давно,
ведь все отлично понимали, что на материале 3 - х годичной давности до
бесконечности не проездишь. Кочевая гастрольная жизнь сочинительству
особенно не способствовала. Когда было им заниматься - во время репетиций
перед очередным выступлением или в автобусе во время бесконечных переездов?
Но одного понимания необходимости что - то делать недостаточно, надо было
как - то собраться и начать, а это было не просто. Во - первых, сказывалась
усталость участников группы после длительных концертных туров. Это обстоятельство,
естественно, отразилось и на климате в коллективе. В прессе начали циркулировать
слухи о напряженных отношениях внутри группы и даже о ее развале. Музыканты
это всячески отрицали, но, как известно, дыма без огня не бывает. Впрочем,
понять ситуацию довольно легко - шесть разнохарактерных людей путешествуют
вместе, варятся, в своем узком кругу на протяжении многих изматывающих
гастрольных месяцев, по неволе возникнет раздражение и мелкие дрязги -
известная ситуация для всех гастролирующих команд. Во - вторых, давило то
обстоятельство, что группа, уже достигшая вполне определенных успехов,
не может быть полностью свободной от того, что она делала ранее. От нее
публика, по большому счету, всегда ждет того же самого, просто в новой
редакции. Но музыкантам, игравшим это одно и то же в течение нескольких
лет, обычно хочется нового, необычного, еще не опробованного.
В такой обстановке разброда и шатания, своеобразной "черной полосы" в жизни
раммштайновцев, мировую прессу облетел слух об автокатастрофе, в которую
попали участники группы. Администрация группы в начале хранила гробовое
молчание, чем вызвала к судьбе музыкантов неподдельный, но какой - то не
слишком здоровый интерес. Вскоре выяснилось, что Тиль Линдеманн действительно
попал в аварию, но, к счастью, сильно не пострадал, хотя и сидел на переднем
сидении. Как оказалось, машина, в которой Тиль ехал с друзьями, во время
сильного дождя неожиданно потеряла управление и столкнулась со встречным
автомобилем. Скорость была не слишком высокой, и все отделались незначительными
синяками и ссадинами. Поклонники, встревоженные этим происшествием, смогли
убедиться, что с группой все в порядке, лишь 20 августа. В этот день Тиль
и Пауль на ежегодной церемонии вручения наград "Viva - Comet Awards"
предстали перед публикой в качестве почетных гостей, вручив группе Offspring
награду в номинации "международное событие".
Выпущенный в сентябре 1999 года "концертник" Live Aus Berlin еще больше
подкинул дровишек в музыкальную кочегарку "Раммштайна", начав раскупаться
как горячие пирожки. Концертный альбом позволил многим поклонникам группы,
никогда не бывавшим на их концертах, узнать, как на самом деле звучит
Rammstein "в живую". Кроме того, поддержав интерес к себе пусть не новым,
но популярным и раскрученным материалом, раммштайновцы получили передышку
для подготовки нового альбома, работа над которым медленно, но верно
началась... Группа к тому времени полностью прекратила свою концертную
деятельность и сосредоточилась на сочинительстве, что оказалось нелегким
делом. Музыканты никак не могли отвлечься от присущей гастролям суеты,
что - то постоянно отвлекало и мешало сконцентрироваться. Тогда появилась
идея сменить обстановку и уехать куда подальше... Но и этот вариант не
совсем подходил. Уезжать далеко от дома, где последнее время раммштайновцы
были и так не частыми гостями, где ждали дети и подруги, совсем не хотелось.
Кроме того для записи, бывают нужны какие - то инструменты, оборудование
или даже музыканты. Не возить же все это за тридевять земель... Было решено
отправиться творить в родную немецкую глухомань, подальше от суеты больших
городов, на природу, на свежий воздух. На побережье Балтийского моря около
маленького городка Хайлгендамм раммштайновцы нашли заброшенную виллу
"Haus Weimar" ( "Дом Веймара" ), которую и арендовали. На скорую руку в
доме был сделан косметический ремонт, отремонтирован туалет, расчищен
подвал. В IKEA были куплены шесть кроватей, шесть тумбочек, столько же
настольных ламп и прочая домашняя утварь. Приглашенный повар оборудовал
себе кухню. В сентябре музыканты в полном составе переехали, захватив с
собой передвижную домашнюю студию, которую оборудовали в подвале дома.
Именно там началась нормальная работа над материалом нового альбома.
Окружающая монументальная красота балтийского побережья сделала свое
благотворное дело - музыканты возвратились в творческую форму, им стали
приходить новые свежие идеи, установилась чудесная душевная атмосфера.
Стоит ли удивляться, что после такого вот общения с природой на свет
родились несколько баллад, что ранее было совсем не свойственно творчеству
раммштайновцев. Сочинением текстов, как и на предыдущих альбомах, вновь
занялся Тиль. Пауль : "Он пишет все, что приходит ему в голову. Мы никогда
не подаем ему тему, а только лишь решаем, хотим мы использовать эту идею
или нет. Мы придираемся по мелочам к его творениям до тех пор, пока "можем
стоять у него за спиной". Тиль так хорошо, что когда ему даешь понять,
что его текст должен развиваться скорее не в том, а в другом направлении,
уже на следующий день он приносит новую версию песни. И так, пока не
отпадают все проблемы с отдельными словами. Поэтому все это продолжается
так долго...".
|
Трудовые будни
|
|
Заходите еще!
|